Новости
11 октября 2017, 03:15

Из тишины взошла соната

Когда Нелли Романовну Осадзе, Заслуженного работника культуры, в сентябре поздравляли со званием Почетного жителя города в той самой родной музыкальной школе, в которой она проработала 56 лет, она прочла стихотворение Давида Самойлова: «О, как я поздно понял, зачем я существую, зачем гоняет сердце по жилам кровь живую…»

И вот наступил октябрь с его праздниками – Днем учителя и Днем музыки, с днями рождения Есенина и Цветаевой. Золотыми листьями, редкими лучами и светлой грустью… Так кто же я? И зачем существую?

«Я не называю себя педагогом, я скорее учитель-музыкант, расшифровщик музыки…» Как бы ни называла себя моя собеседница, а благодарных родителей и учеников у нее не счесть. «Нелли Романовна учит настоящей игре – интеллектуальной и прочувствованной… Напишите про нее восторженно!» – говорят мамы учеников-звездочек… Впрочем, сама педагог – человек сдержанный и не пафосный, не одобряет громких слов в свой адрес. Но рискну написать так, как вижу.

Родилась будущий музыкант в городе Мариуполе, в семье двух химиков, которые любили музыку. А дедушка-казак был полный Георгиевский кавалер! Но ни семья, ни море, ни музыка не отвели беду первых лет жизни – как вороны налетели война, оккупация, гибель отца на фронте…

Говорят, что музыкантами рождаются. Вот Нелли и родилась пианисткой – в четыре года уже бегала пальцами по подушкам и одеялу, пытаясь сыграть невидимую увертюру. А приморский город овевал мечтами – в роскошном парке всегда играл оркестр… И море в ответ пело и смеялось.

В начале, как и положено, было Слово. Соседка, учительница русского языка и литературы, привила первую любовь к языку и стихам. Часто давала задания смышленой ученице переводить стихи с украинского на русский. Так выработались чувство стихотворного ритма, рифмы и та удивительная пластика языка, присущая всем стихотворениям Нелли Романовны.

Потом появилась другая соседка – педагог музыки Галина Казимировна Соболевская. И дальше… «Все, что я хотела дальше, – это слушать музыку…» Слушать бесконечно, всегда, соединяя ее с природой, с жизнью, со своим внутренним миром… Через много лет Нелли Романовна напишет стихи своей ученице, призывая ее видеть в музыке больше, чем технические приемы и нотную грамоту: «Я привел в твой чуткий сон Слов летящих хороводы. Слушай их хрустальный звон В вечном празднике Природы. Слушай, как лопочет дождь, Как река ласкает берег, И осины горькой дрожь, И травы поющий вереск…»

И по сей день она пишет стихи ученикам, музыкантам, коллегам. Всем, кто готов слышать и любить музыку и поэзию.

Открытая чуду

Беседую с Нелли Романовной и представляю юный город, молодой полнокровный Арзамас-16, неудержимый в своей созидательности, веселый и неравнодушный, собиравший полные трибуны на спортивные состязания и устраивавший аншлаги на концертах. Выпускница Харьковской консерватории собирала полные залы Дворца культуры, наполняя их музыкой Бетховена и Баха, Шопена и Рахманинова, Скрябина и Шумана… Саров был очарован музыкой – в школе в это время были огромные конкурсы. Родители мечтали видеть своих чад за фортепиано в концертных залах и зажигали этим детей. И сейчас Нелли Романовна убеждена, что успех обучения зависит от триумвирата «учитель-ученик-родитель». Причем, что касается родителя, то его задача – отнюдь не давить и не заставлять. Главное – создать атмосферу заинтересованности, волшебства!

Что интересно, в это время в городе была очень сильная шахматная федерация. Проводились ежегодные шахматные турниры. И в музыкальной школе среди педагогов было много любителей – на переменах шли баталии на черно-белых досках. На одном из турниров Н. Осадзе стала чемпионом города и потом посетила много турниров по всему Союзу – от Прибалтики до Узбекистана… Город не скупился на поощрение и выдвижение своих лучших спортсменов.

Кроме музыки, шахмат, моря, душевным увлечением педагога были утренние лыжные прогулки по блистательному зимнему лесу. Во время которых часто рождались стихи. Впрочем, лес в любое время года был и остается вдохновителем ее музы:

Лес забылся в столбнячном покое,

В пелене обложного дождя.

Что-то в этом пейзаже такое…

Не забудь, оглянись уходя

И запомни. В щемящем прощанье

Нет ненужной угрюмой тоски.

Это осень шумит обещаньем

Задержаться. Зиме вопреки.

Сложно и интересно

Слово и Музыка всегда помогали учителю, дополняли друг друга. С полки постоянно доставались томики любимых поэтов, а пластинки, а позже диски помогали жить в атмосфере, напоенной мелодиями классиков.

Нелли Романовна говорит, что педагог – это режиссер музыкального произведения, и поэзия всегда присутствовала на ее уроках – Ахматова и Фет, Пушкин и Блок оказывались созвучными музыке Шостаковича и Прокофьева… А соната Бетховена звучала полнокровней вместе со стихами Тютчева – «Люблю грозу в начале мая!». Так что ученики ее не становились «узкими специалистами», а были развиты разносторонне.

Так и пишет учитель-музыкант в своей статье «Из опыта работы с одаренными детьми»: «Воспитание умения вслушиваться в звук, в музыкальную ткань и, главное, слышать ее, и, с другой стороны, способность слушать, вслушиваться в себя, в свой внутренний мир – побуждают искать и находить новое смысловое и эмоциональное наполнение произведения… Два самых главных пути в обучении музыке, которые я осваиваю всю жизнь: это развитие и взращивание интонационного слуха и воспитание чувства времени».

Кстати, и на конкурсы – неизбежные спутники музыкантов – у Нелли Романовны свой взгляд: «Я категорически против бесконечной череды конкурсов с одной и той же программой. Но и без конкурсов нельзя – при подготовке к ним дети познают основные принципы профессиональной работы, и иногда именно конкурс служит импульсом для выбора профессии музыканта».

Вот так с уроков Нелли Осадзе вышли музыканты-профессионалы. Среди них – Ева Игнатьева (преподает и концертирует в Германии), Екатерина Иванова и Милана Домрачева – в колледже имени Гнесиных в Москве. В школах Нижнего Новгорода работают сестры Анастасия и Екатерина Мирзаевы и Татьяна Романова (Серая), в Тверской филармонии – Наталья Евсюткина. А Софья Сеник, окончив академию имени Гнесиных, стала заместителем директора Детской школы искусств в Сарове.

Пока мы беседовали, Нелли Романовне позвонила ее ученица Софья Азен – учащаяся колледжа при московской консерватории. Софья дала свой первый урок шестилетней ученице и делилась впечатлениями и трудностями с любимым педагогом. Нелли Романовна говорит, что консультации по скайпу и по телефону своим выпускницам на большой земле – это обычное дело…

Рассказывает В. Домрачева, заместитель директора ДШИ, мама Миланы Домрачевой:

«Уроки Нелли Романовны, которые старалась не пропускать, стали для меня неоценимой педагогической школой. Программы учеников нашего педагога, всегда завышенной сложности, при первом прослушивании вызывали у родителей тревогу – «это невозможно сыграть ребенку!». Но работа над музыкальным произведением строилась таким образом, что все сложное постепенно становилось понятным и близким. Учитель повторяла, что любое произведение – это послание потомкам, прочтение письма композитора во времени, важно понять его смысл сейчас, приложить к моменту, донести суть до слушателя… Именно поэтому музыка в исполнении учеников Н. Осадзе всегда отличается искренностью, ясностью и содержательностью звучания».

Много друзей у Н. Осадзе среди музыкантов с мировым именем, например, Сергей Мальцев, доктор искусствоведения, много раз возглавлявший жюри на наших конкурсах.

И как музыкант и человек она щедро делилась и делится опытом и знаниями – любители музыки помнят циклы ее лекций о композиторах в Доме ученых… Занималась и исследовательским трудом – написала книгу «Путеводитель по сонатам Гайдна».

Изучая, знакомя детей с творчеством композитора, Нелли Романовна всегда углублялась в его биографию – в среду, из которой и вырос гений. А она, эта судьба, редко бывает безоблачна и лучезарна – чаще драматична, а то и трагична.

Шопен. Соната Си-минор

С концерта Элисо Вирсаладзе.

Из тишины взошла соната –

Вся скорбь земных непостоянств,

Уже прожитая когда-то,

Из вечных проступив пространств,

Плыла, как первая утрата.

И зал затих, ошеломленный –

Тон исповеди обжигал…

Так пианист приговоренный

Загадки гения искал.

А секрет педагога прост – надо научить ребенка включать воображение. И сопереживание. Тогда все получится.

И. Егорова-Крекнина

Автор: Наш корр.

comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg