Новости
14 февраля 2018, 02:02

Образец монашеской жизни

Как уже писала наша газета, впервые в серии ЖЗЛ вышла книга, посвященная жизнеописанию одного из величайших святых Русской православной церкви. Это издание – двадцатилетний исследовательский труд о Серафиме Саровском Валентина Степашкина, члена Союза писателей России и научного сотрудника, начальника исследовательского отдела городского музея. Новая книга была представлена автором и школьникам во Дворце детского творчества, и взрослым читателям в Доме книги.

В Сарове Валентин Александрович известен как серьезный ответственный историк, человек, которому истина дороже романтического флера и красивых мифов. А любая историческая личность, память о которой жива в народе, со временем, понятно, обрастает мифами и небылицами, как могильный камень мхом.

Оно бы и неплохо, но людям XXI века хорошо бы и правду знать.

– Валентин Александрович, благодаря вашей скрупулезной работе с архивами стала известна истинная дата рождения преподобного старца. Какие еще исторические пробелы восполняет новая книга?

– Книга довольно большая и много о чем рассказывает. Например, долгое время родословная старца содержала сведения всего о 37 родственниках, мне же удалось довести эту цифру до 160 имен. Меня нашли, прочитав мою первую книгу, предполагаемые потомки великого старца, ныне проживающие в Хьюстоне!..

– Правда, что популярность старца из Сарова год от года растет по всему миру? Помню, будучи в Варшаве, столице очень католической Польши, я видела придел Серафима Саровского в единственном православном храме.

– Да, в Париже уже в католическом храме есть придел в честь Серафима Саровского! В России и бывших республиках СССР насчитывается 221 объект, носящий имя старца: это храмы, монастыри, братства, православные гимназии, приходы, подворья. А кроме того – 57 объектов за рубежом. Причастностью к имени преподобного Серафима может похвастаться не только Польша, но и Австралия, Канада, Бразилия, Великобритания, Германия, Греция, Кипр, Китай. Собрал эти цифры саровский исследователь Михаил Чумак.

– Как, по-вашему, приверженность к старообрядчеству старца, из-за которой его долго не решались канонизировать, – это домыслы его завистников-недоброжелателей?

– Это не домыслы недоброжелателей, а скорее попытка старообрядцев приблизить к себе имя преподобного. Саровская пустынь жила по строгому уставу, основанному на святоотеческих традициях, сформировавшихся задолго до церковного раскола. И в Сарове можно было встретить многие элементы «старой веры» – короткие мантии, четки-лестовки, знаменный распев и так далее. Серафим Саровский не был старообрядцем, но и не занимался обличением представителей этой направленности православия.

– Действительно ли Прохор Мошнин родился в очень богатой купеческой семье?

– Происхождение фамилии «Мошнин» – от слов «мошна», «кошелек», то есть «достаток». Но семья Прохора Мошнина не была особенно богатой. После ухода Прохора в Саровскую пустынь его ближайшие родственники даже перешли из купеческого сословия в мещанское.

– А знаменитую легенду о падении с колокольни как вы прокомментируете?

– Помню, в детстве моя верующая бабушка водила меня на молебны, которые в советское время, понятно, были негласными и проходили на кладбище… Я хоть и был маленький, но хорошо помню, как одна женщина рассказывала о том, что батюшка Серафим упал с саровской колокольни.

В действительности юный Прохор не падал даже с колокольни города Курска – она тогда еще не была построена. Скорее всего, Прохор упал с лесов строящегося курского храма… В биографии старца много сказочного – например, случай, где батюшка Серафим шел по воздуху, не касаясь земли, или заставил цвести куст малины. Это мифотворчество биографов. А вот чудеса исцеления – да, они происходили. И, уверен, происходят до сих пор.

– Биография старца включает моменты, где он встречается с государем Александром I и пишет письмо Николаю II, над которым последний плачет.

– Может, кого-то разочарую, но ни с Александром I преподобный не встречался, ни Николай II над письмом не плакал… И встречи с Пушкиным не было. Архивные хранилища об этом молчат.

– Вы говорите, что в своем желании докопаться до истины дошли до сверхсекретных архивов Саранского ФСБ. Какая истина вам открылась после посещения этой крепости?

– Нашел подтверждение, что мощи, находящиеся сейчас в Дивеевском монастыре, – подлинные. Архивы содержат свидетельства о гонении саровских монахов после событий 1917 года, описания, как их запугивали, пытаясь найти реликвии из драгоценных металлов. В документах имеется акт о сохранности мощей Серафима Саровского, прослеживается путь их в Краснослободск, далее в Ковылкино и по железной дороге в Москву. В Москве они находились до 1946 года, затем были переданы в Ленинградский музей истории религии и атеизма, а в 1991 году были возвращены Православной церкви.

– Уже почти каноническим стало изображение батюшки Серафима, кормящего медведя с руки. Что говорят архивы про его умение найти общий язык «со всякой тварью»?

– Думаю, что история с медведем – не выдумка. На Дальней пустынке было несколько ульев с пчелами, а медведи и мед – очень даже совместимые вещи. Вероятно, на этой почве зверь и подружился с пустынником. Что касается другой всякой твари, которая сбегалась, сползалась, слеталась каждый вечер за хлебом к избушке Серафима Саровского, то подозреваю, что это все же художественное преувеличение.

– Хочется еще спросить о судьбе камня, на котором святой совершал свой молитвенный подвиг…

– Сегодняшний камень уже третий по счету. Первый раскололи, и обломки разошлись по свету. Сегодня частичку первого камня можно видеть в экспозиции нашего городского музея.

– И еще вопрос – если говорить языком чисел, известно ли хотя бы примерно число паломников к преподобному старцу? Скольких людей он встречал приветственным «Радость моя!»?

– Думаю, что никто никогда не узнает точной цифры. Тысячи и тысячи. А сколько еще спасаются именем батюшки Серафима! Тем и удивительна история этой жизни – человек, вышедший из обычной купеческой семьи, стал образцом монашеской жизни и великим чудотворцем уровня Сергия Радонежского. Думаю, что такой подвижник не скоро появится на Руси.

– Валентин Александрович, как вы пришли к этой теме, которую называете главным делом своей жизни?

– Говорят – где родился, там и пригодился. Не зря же я с детства ходил по этим тропиночкам… Ничего случайного не бывает. По этой же причине уже третий год веду в «Городском курьере» рубрику «Саров от А до Я», в которой рассказываю о наших улицах и достопримечательностях – меня порой находят саровские ветераны и старожилы с просьбой написать про любимую улицу или человека удивительной судьбы. Бесценные воспоминания и любовь к городу моих собеседников плюс работа с архивами помогают мне прояснять картины прошлого.

А мы, редакция газеты, желаем удачи в дальнейших исследованиях саровскому историку и доброго пути – новой книге!

И. Егорова, фото Е. Пегоевой

Автор: Наш корр.

comments powered by HyperComments
Интересное









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg